Главная страница Отправить сообщение
Подобрать маршрут Фотографии из паломнических поездок Контактная информация Отправить сообщение
Русский/Russian Английский/English
Главная страница
За духовным советом к старцам
Классические маршруты
Теплоходные маршруты
Зарубежные маршруты
Расписание паломнических поздок
Паломнические маршруты на ближайшее время
Поездки для готовых групп, семей и индивидуальных паломников
Путешествие, экскурсии, паломничество для школьных и воскресных групп
Паломнические поздки с посещением святых источников
Экскурсия "Чудотворные иконы Москвы"


Записки на Афон НА 1 год ,на 40 дней о здравии,упокоении

Паломничество - хождение верующих к Святым местам на поклонение, известно еще в глубокой древности; паломничество основано на веровании, что молитва более действительна в определенных местностях, которые имеют то или иное отношение к богам. Так греки и римляне собирались в отдаленных храмах, германцы - в священных рощах, иудеи в великие праздники ходили в Иерусалим. В христианское время паломничество входит в обыкновение в IV в. по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения в сторону, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень.

Паломничество распространилось быстро и вызвало уже в IV в. необходимость в путеводителях по св. земле. Из нравственных соображений паломничество в конце IV в. преследовалось, но вскоре признано было церковью богоугодным делом и широко поощрялось. В западной церкви известны паломничества великие, как например, крестовые походы и путешествия к Святому Гробу и в Рим, и паломничества малые - посещения местных отечественных святынь. С течением времени церковь налагала паломничества как своего рода наказание или эпитимию, а с XIII в. и светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц. В России паломничество в Святую Землю началось уже в XI в., первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам. В XII в. паломничество было сильно распространено и вызвало принудительные меры церковной власти к воздержанию от паломничества, предпринимаемое верующими для спасения души. Особенно возстает против этого массового паломничества первый русский писатель-паломник Даниил, который находит, что спасение души богоугодными делами возможно и у себя дома. Меры эти не пресекли рвения к паломничеству, многие паломники, странствуя по отечественным святыням, в Иерусалим, Царьград и на Афон, образовали особый тип паломников, известных под именем “калики-перехожаго”, ходивших обыкновенно “дружинами”. Древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов их костюм; проходя многие страны, они слушали массу легенд, которые потом вместе с апокрифической литературой распространяли на Руси.

Не малое значение в древней литературе играли описания “хождений” в Святую Землю. Первый такой паломник-писатель Даниил-мних, второй - новгородский архиепископ конца XII века. Антоний, побывавший в Царьграде, затем новгородский инок Стефан в 1350 г., в 1370 г. “хождение архимандрита Агрефенья”, второе после Даниила-Мниха описание Святой Земли; за ним следует диакон Игнатий Смолянин, в конце XIV в. посетивший Константинополь, Афон и Иерусалим. Наряду с этими паломниками-писателями стоит и apхиепископ новгородский Василий, написавший послание о земном рае под сильным влиянием путешествия на Восток. К паломнической литератур XIV в. относится “Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда”, изданные Л. Н. Майковым в “Материалах и исследованиях по старинной русской литературе”. С XV в. паломничество становится распространенней, а описания его разнообразней и подробней. Первым писателем этого времени был троицкий иеродиакон Зосима, повторявший в своем описании все, что слышал от других, а часто пользовавшийся и записками паломника Даниила. Из других писателей этого времени назовем: Варсонофия, описавшего два хождения - из Киева в Иepyсалим через Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск и такое же, но через Белгород, Даммиету, Египет и Синай; купца Василия, современника Варсонофия; Епифания Премудрого; оставившего сочинение: “Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим”, в котором перечисляются все города по пути от Великого Новгорода до Иерусалима и указывают расстояния между ними.

К концу XV в. в паломничестве заметно изменение, повлекшее ослабление этого движения. Причинами этого ослабления нужно считать взятие Константинополя турками, которые всячески препятствовали проникновению русских в святую землю, а также и то обстоятельство, что, русские, находя только свой народ истинно - православным, свято оберегают себя от чужого влияния и находят святость во внутреннем искании Бога. Благодаря ослаблению паломничества надолго прекращаются и сочинения паломнические, что продолжается до второй половины XVI ст., когда снова возрождается паломничество, по инициативе московского правительства, посылавшего людей на Восток с поручениями или милостынею. К этому времени относятся: “Хождение Трифона Корабейникова” - купца Василия Позднякова, содержащее прекрасное описание Иерусалимских и синайских святынь; “Проскинитарий” Арсения Суханова и хождения Василия Гагары и Иона Маленького. Этот вид паломнической литературы сохранился до XVIII в. Паломники иеромонахи Макарий и Сильвестр заимствовали свои описания из Трифона Коробейникова.

о второй четверти XVIII в. паломническая литература меняет вновь свой вид. Теперь описания хождений изобилуют рассказами о личных впечатлениях и рассуждениями о православии и др. К этому времени надо отнести сочинения старообрядческого священника Лукьянова, пешеходца Григоровича-Барского или Василия Киевского, инока Мотронинского монастыря Серапиона и др.

Конец XVIII в. мало способствовал паломничеству и не оставил значительных описаний. Заслуживают, однако, внимания записки Плещеева и путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия и Мелетия.

Век XIX оставил описания путешествия Бронникова, “Путевые записки братьев Вешняковых и мядынскаго купца Михаила Новикова” и анонимные записки, принадлежавшие Д. В. Дашкову. В это же время совершили паломничество и А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архимандрит Леонид, А. В. Елисеев и Т. И. Филиппов с целью изучения Палестины. Благодаря удобству и безопасности путей сообщения, паломничество растет с каждым годом, не изменяется только состав паломников, состоящий по большей части из простонародья, снабжаемого “Православным Палестинским обществом” паломническими книжками. Кроме Палестины совершают паломничество еще на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца.

ПОЛНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ,
Т. II, (Репринтное издание) М.: Концерн "Возрождение", 1992 г.
Демидова Лидия Васильевна
Телефон службы: (495) 390-06-40
E-mail: palomnik-sl@narod.ru
 
© 2007 ПС "Святой источник"
Design by Janna
Hosted by uCoz